Использование и защита товарного знака в деятельности коммерческой организации

Картинка взята с сайта zhuravlev.aaanet.ru

Ни для кого не новость, что в современном бизнесе для того, чтобы выделяться среди сотен организаций, предоставляющих идентичные товары и услуги, быть конкурентоспособным, получать прибыль и, конечно же, быть заметным на «рынке», необходимо иметь свой товарный знак, по которому любой потребитель сможет вас узнать!

Торговая марка, товарная марка, бренд, торговый знак – все это общеупотребительные названия того, о чем сегодня пойдет речь, а именно – о товарном знаке и о том, как его защитить в процессе деятельной организации. Товарный знак может быть следующим:

– словесным (имена и названия);
– изобразительным (логотип организации может быть как в виде чего-то конкретного, так и в виде абстрактного изображения, представляющего собой композицию из разнообразных предметов);
– объемным (обычно используется для стилизации реальных предметов упаковки товара);
– комбинированным (совмещение в товарном знаке нескольких вариаций его исполнения);

Товарный знак – это обозначение для индивидуализации товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ юридическими и физическими лицами (в соответствии с главой 76 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Право на товарный знак является исключительным. Под исключительным правом понимается следующее: лицу (юридическому или физическому), на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладатель), принадлежит право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом.

Исключительное право на товарный знак может использоваться для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. Реализация этого права происходит путем размещения знака:

  • на товарах (этикетках, упаковках), которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на территории Российской Федерации либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • при оказании услуг, выполнении работ;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг (вывески, реклама);
  • в сети «Интернет» (доменные имена).

Исключительным правом правообладателя торговой марки или бренда является использование на закрепленных законом основаниях своего товарного знака и запрещение использования его другими лицами в своей деятельности.

На территории Российской Федерации вопрос о правовой охране товарного знака можно ставить только после его официальной регистрации (ст. 1503-1505 ГК РФ). Регистрацией товарного знака является выдача юридическим лицами и индивидуальным предпринимателям свидетельства на товарный знак. Регистрация товарного знака происходит в определенных классах, которые содержатся в Международной классификации товаров и услуг (далее – МКТУ). МКТУ включает в себя 45 классов, каждый их которых разделен на рубрики, перечисляющие входящие в него названия видов товаров и услуг. Свидетельство на товарный знак выдается в отношении товаров по классам МКТУ. Следует так же учесть следующее: если товарный знак или сходное с ним до степени смешения изображение применяется в отношении товаров или услуг иного класса, то это не расценивается как нарушение прав на товарный знак, поскольку в свидетельствах организаций указаны различные классы, которые были заявлены при регистрации товарного знака. После получения от Федеральной службы по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) свидетельства товарный знак является зарегистрированным и охраняется российским законодательством, а также международными конвенциями (Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27 октября 1994 года), Сингапурский Договор о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 года)).

Получение свидетельства о регистрации товарного знака закрепляет эксклюзивные права, дает возможность получать прибыль от продажи лицензий партнерам.

Регистрация товарного знака в качестве фирменного стиля дает правообладателю следующие преимущества:

  • возможность разграничить «защищенные» товары, услуги и аналоги, присутствующие на потребительском рынке;
  • товарный знак является самостоятельным объектом рекламы и способствует привлекательности данного бренда на рынке товаров и услуг;
  • гарантия качества товаров и услуг, реализуемых производителем.

Также при регистрации товарного знака следует учитывать норму, закрепленную п. 1 ст. 1508 ГК РФ, которая поясняет, что существует одно исключение, касающееся общеизвестных товарных знаков, то есть тех, которые в результате их интенсивного использования в отношении товаров и услуг конкретного лица стали в РФ широко известны среди потребителей этих или однородных товаров или услуг. Общеизвестный товарный знак признается таковым на основании решения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению правообладателя. Порядок признания товарного знака общеизвестным в России закреплен Приказом Роспатента от 17 марта 2000 года N 38. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя (п. 3 ст. 1508 ГК РФ).

Правовая охрана права на товарные знаки затрагивается не только Гражданским Кодексом Российской Федерации, но также законодательством о защите конкуренции. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 08 июля 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон N 135-ФЗ), не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг».

Каждая серьезная организация всегда регистрирует свое название в качестве товарного знака. Это позволяет индивидуализировать продукцию, производимую фирмой, с помощью принадлежащего ей обозначения.

Иметь на руках свидетельство о регистрации товарного знака – значит быть уверенным в том, что твои права, как минимум, защищены.

В современном бизнесе часты случаи, когда успешная организации или индивидуальный предприниматель сталкиваются с тем, что их товарный знак (или знак, сходный с ним до степени смешения обозначения) используется третьими лицами либо конкурентами в целях извлечения прибыли. Относительно таких ситуаций нормы права гласят: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения» (п. 3 ст. 1484 ГК РФ); «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» (п. 1 ст. 1515 ГК РФ). При наличии одного из перечисленных выше правонарушений его требуется незамедлительно устранить. Для начала следует провести экспертизу по факту нарушения пользования товарным знаком иными лицами, без имеющихся на то правовых оснований. Данную экспертизу уполномочены проводить патентные поверенные (ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ «О патентных поверенных»). Задачами патентного эксперта в этом случае станут следующие действия:

  • анализ ситуации, возникшей при столкновении интересов юридических лиц;
  • сравнительный анализ товарного знака и того обозначения, которое используется правонарушителем;

После указанных выше мероприятий патентный поверенный делает вывод о наличии либо отсутствии факта нарушения при использовании товарного знака.

Если факт нарушения исключительного права, которым на законных основаниях владеет ваша организация, установлен, можно приступать к конкретным действиям по защите нарушенного права. Начать можно с письменного официального обращения к нарушителям с требованием прекратить дальнейшее незаконное использование товарного знака в указанные сроки. Если результата от вашего послания не будет, следующим шагом станет защита ваших прав в судебных органах.

Обратите внимание: ответственность за незаконное использование товарного знака законодательно закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) и Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (далее – УК РФ):

  • ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака» – незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров – влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей, на компанию – от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака;
  • ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака» – в случае, когда чужой товарный знак используется неоднократно или организации-правообладателю нанесен крупный ущерб (в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным ущербом признается сумма, превышающая 1 миллион 500 тысяч рублей).

Самым частым примером нарушения запрета, закрепленного п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 135-ФЗ, является использование товарного знака, сходного до степени смешения со знаком, на который имеется свидетельство о регистрации. Такое нарушение может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров работ и услуг, вызывая ассоциации с продукцией, выпускаемой под товарным знаком успешного конкурента, возможно, более качественной, чем у продавца, «маскирующего» свои товары. При этом в большинстве случаев спорное схожее изображение или словесное обозначение не является официально зарегистрированным товарным знаком. В такой ситуации Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) накладывает запрет на использование изображения.

Если вы все-таки воспользовались судебной защитой ваших прав, то при оценке схожести товарных знаков арбитры, как правило, руководствуются п. 14.4.2.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. Приказом Роспатента от 5 марта 2003 года N 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания») (далее – Правила). Вышеуказанный пункт устанавливает, что сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Подпункты «а» и «в» п. 14.4.2.2 Правил разъясняют конкретные признаки, в соответствии с которыми появляется возможность определить сходство товарных знаков. Следующий пункт 14.4.2.3 Правил устанавливает критерии определения сходства изобразительных и объемных обозначений (внешняя форма, смысловое значение, наличие или отсутствие симметрии, сочетание цветов и тонов, вид и характер изображения (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.). Но есть и другая позиция разрешения данного спора. Так, согласно п. 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда от 13 декабря 2007 года N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Экспертиза, в силу ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК), назначается лишь в случае, когда для сравнения обозначений требуются специальные знания. Таким образом, мнение Президиума сводится к тому, что при решении вопроса о сходстве степени смешения двух словесных обозначений, применяемых на товарах сторон спора, может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний (привлечения эксперта) не требует.

Предусмотрены следующие виды гражданско-правовой ответственности в отношении контрафакта (товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение):

 

Также в случае, если вы решили взыскать с нарушителя компенсацию за незаконное использование товарных знаков, ориентируйтесь на следующие суммы:

  • от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в зависимости от характера нарушения и по усмотрению суда;
  • двукратный размер стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или двукратный размер стоимости права использования товарного знака.

В качестве итога нашей статьи хотелось бы заметить следующее. Несмотря на то, что законодательство, охраняющее интересы правообладателей в России, существует и даже готово защитить тех, кто не зарегистрировал в установленном порядке свое право, возможно, просто недооценив свой продукт, тем не менее, до тех пор, пока сам правообладатель не предпримет никаких конкретных мер, направленных на предотвращение противозаконных действий сторонних лиц или на их пресечение, правовая культура в сфере охраны товарных знаков в нашей стране развиваться не будет.

Для этого, прежде всего, каждому производителю товаров, работ, услуг необходимо:

  • знать свои права;
  • вовремя зарегистрировать соответствующий товарный знак;
  • обращать внимание на все случаи появления на рынке товаров, работ, услуг со знаком, схожим до степени смещения с зарегистрированным;
  • использовать все способы защиты своего права, начиная от административной и уголовной ответственности и заканчивая судебным процессом.

Помните, только зарегистрированное право на товарный знак поможет избежать неприятных последствий, экономических трат на услуги юристов и экспертов (в случае, если это потребуется), а самое главное – сохранить и приумножить прибыль, которую ваша организация не получит, если допустит нарушение своих прав!

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar