В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2009 года Информация об исполнении решений Конституционного Суда направлена Председателю Правительства РФ, в Государственную Думу, лидерам политических партий, главам исполнительной, законодательной и судебной власти регионов, а также руководителям федеральных СМИ.
Эффективность решений Конституционного Суда РФ определяется их воздействием на законотворческую и правоприменительную деятельность, на преодоление недостатков нормативного регулирования, к числу которых следует отнести несогласованность между различными правовыми актами, частые изменения действующих нормативных актов в ущерб стабильности регулируемой ими сферы общественных отношений, слабую аналитическую и прогностическую оценку последствий принимаемых нормативных актов, бессистемность в их разработке, а также медлительность в корректировании законодательства с учетом изменений в социальной, экономической, правоприменительной, международной и иных областях, нечеткость формулировок, неисправление заведомо некачественных формулировок, а также неоправданно длительное (в организационном плане) неисполнение прямого требования нормы закона в социальной сфере.
Суд констатирует, что неисполнение решений Конституционного Суда имеет место как в сфере деятельности правотворческих органов, прежде всего федерального законодателя, так и в правоприменительной сфере.
В целях содействия своевременному исполнению принятых им решений, в Государственную Думу регулярно (к осенней и весенней сессиям) направляются перечень решений, из которых следует необходимость законодательного регулирования (для возможного рассмотрения в период весенней сессии 2009 года предложено 30 позиций, подлежащих законодательному регулированию в первоочередном порядке).
Однако сроки исполнения решений Конституционного Суда затягиваются как федеральным законодателем, так и Правительством РФ, что способствует несовершенство нормативной базы, конкретизирующей порядок реализации этих решений.
Наиболее часто проблемы, связанные с исполнением решений Конституционного Суда, возникают в сфере деятельности правоприменительных органов.
В документе подчеркивается, что требование обязательности относится ко всем решениям Конституционного Суда, вне зависимости от того, в какой процессуальной форме (постановление, определение) они принимаются. Между тем встречаются случаи, когда судебные органы в качестве основания для пересмотра правоприменительных решений рассматривают только постановления – решения, выносимые по итогам слушания дела. Особенно остро стоит проблема исполнения определений с так называемым позитивным содержанием, которые КС принимает в случаях, когда для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение итогового решения в виде постановления.
Как наглядно свидетельствует практика, суды общей юрисдикции по различным основаниям отказываются пересматривать в таких случаях судебные решения по делам заявителей в Конституционный Суд, несмотря на прямое указание об этом в самом решении Конституционного Суда и на неоднократно выраженные им правовые позиции по данному вопросу.
Анализ поступающих обращений показывает, что суды нередко толкуют решения Конституционного Суда весьма свободно, изыскивают различные возможности для неприменения содержащихся в них правовых позиций, а иногда не обеспечивают и реализацию так называемой привилегии заявителя (разрешение дела заявителя, в связи с обращением которого принято постановление или определение с позитивным содержанием, способом, который бы обеспечил восстановление его нарушенных конституционных прав).
Хотелось бы рассчитывать, говорится в информации КС РФ, на более эффективное взаимодействие с представителями высших органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ).
Однако в силу слабой нормативной урегулированности их полномочий в части содействия своевременному исполнению решений Конституционного Суда представляемым государственным органом в настоящее время они объективно не обладают возможностями влиять на этот процесс.
Конкретизация во внутренних нормативных актах соответствующих государственных органов процедуры реализации решений Конституционного Суда, а также установление возможных мер персональной ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению исполнения решения КС РФ является, таким образом, чрезвычайно важным аспектом проблемы исполнения решений Конституционного Суда.